Ежегодно в дни, когда вспоминают аварию на ЧАЭС, много вопросов возникает у детей.
Но что именно лучшее вспоминать? Показать фильмы, скажем, сериал «Чернобыль», документальные фильмы о Припяти, воспоминания о погибших ликвидаторах?
1. Не сосредотачивайтесь на плохом
Любую сложную тему, связанную с риском для жизни, стоит представлять так, чтобы не напугать, не травмировать ранимую детскую психику. Поэтому чем младше ребенок, тем меньше негативных эмоций по поводу темы вы должны транслировать. Лучше факты и акцент на позитив — пусть это кажется странным. О чем идет речь? Даже часть психологов считает, что техногенная катастрофа — это сплошная трагедия, потому что даже войну можно связать с темой победы, но не аварию на ЧАЭС. Впрочем, ребенку до 10 лет значительно ближе тема преодоления последствий, помощи, сочувствия, дружбы. Скажем, можно рассказать, как детей из зоны отчуждения приглашали к себе разные страны на оздоровление, принимали простые семьи, как они подружились.
2. Расскажите о пожаре в Чернобыле
Чем младше дети, тем меньше их волнуют вопросы истории. А вот то, о чем говорят взрослые, то, что сами почувствовали (например, гарь и дым), может очень беспокоить. Поэтому поговорите, о чем дети слышали. Расскажите с акцентом на том, что пожар тушат пожарные, лесники, разные предприятия. Что есть волонтеры, которые привозят пожарным респираторы, капли для глаз, защитные очки, фильтры и т.п. К этой теме подходит напоминание о правилах безопасности в лесу во время разведения костра, о нашей ответственности за лесных жителей, чистый воздух.
Чернобыль может быть уже связан для детей с какими-то страхами, с пугающей информацией: истории о мутантах, действие радиации, страх, что человек в любой момент может потерять кров. Даже атомные электростанции могут вызывать лишь страх, особенно после фантастических фильмов об атомной зиме, атомной войне, где навязывается точка зрения: человеку легко ошибиться — и тогда все взорвется.
Но нельзя перечислять опасения, чтобы не напугать тем, о чем ребенок не думал. Не поднимайте те аспекты, о которых ребенок не спрашивает. Лучше узнайте, все ли по теме понятно, нет ли такого, что беспокоит, когда сын или дочь думают о Чернобыле. Все вопросы проясняем. Например, объясните, сколько пользы приносят АЭС, как атом служит человеку, какие меры безопасности у них есть (доступно по возрасту), что одна ошибка не приводит к авариям, и те вообще случаются редко. А когда недостаточно фактов, предложите страхи нарисовать, вылепить, а затем уничтожить эти работы. Ребенку важно дать ощущение безопасности. Вспомните в общих чертах о том, как ликвидаторы спасали людей своими действиями во время аварии на ЧАЭС. Расскажите, что взрослые сделали выводы после Чернобыля, что есть немало профессионалов (пожарные, спасатели, полиция), которые защищают покой людей, что вы будете заботиться о безопасности ребенка. Обязательно объясните о крепком и толстом куполе, которым сейчас накрыт пострадавший энергоблок ЧАЭС. Больше слов скажет ваша уверенность и физический контакт (например, объятия) во время или после разговора.
4. Дайте то, что можно подержать в руках
Детям 6-10 лет лучше рассказать о самых азах: что такое радиация и каков ее естественный уровень (важно, чтобы она не ассоциировалась исключительно с болезнями). Расскажите, что радиацией в малых дозах лечат определенные болезни. Прекрасно было бы показать, как измеряют радиацию счетчиком Гейгера. А затем следует перейти к опасности радиации: расскажите, что большие дозы облучения приводят к лучевой болезни.
5. Вспомните, как это коснулось семьи
В этом возрасте дети любят слушать, как события прошлого повлияли на маму, папу, бабушку, дедушку. Помнят ли родители Чернобыль, что им говорили тогда, насколько они были маленькие? Сколько лет было бабушке, дедушке? Куда выезжали на отдых в связи с аварией, как это было? Что они помнят, как тогда пытались защищаться от радиации (объясните, что из этого — правильно, а что — просто следствие слухов и страхов).
Как животные ведут себя без людей в зоне отчуждения. Как комфортно себя чувствуют в дикой природе редкие лошади Прижевальского. Покажите картинки и видео о различных видах животных, которые там живут. Можно рассказать и то, как сейчас пожары лишили их многих пастбищ, но люди позаботятся о животных.
раскрыть » / « свернуть